Информация о средствах обучения и воспитания
Средства воспитания – это мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, круглые столы, дискуссии, собрания, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности обучающихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, презентации, картины и т.
Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация техникума планомерно создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие подготовке мотивированного конкурентно-способного специалиста и высоконравственной личности. Воспитательная работа в техникуме ориентирована на совершенствование процесса, направленного на развитие личности обучающегося. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе среднего профессионального образования, где ключевую роль играют факторы раскрытия возможностей, становление самосознания и самореализации студента. Процесс его социализации осуществляется через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития. Использование личностно-ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей воспитательной системы колледжа личность обучающегося, обеспечить ему комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализовать природный потенциал. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к обучающимся атмосферу любви, заботы, сотрудничества, и создать условия для творчества и самоактуализации.
Общение как средство воспитания:
а) непосредственное, в форме прямых контактов преподавателя и обучающегося; индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, научно-практические и творческие мероприятия.
Учение как средство воспитания
Учение как деятельность студента, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения обучающихся к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на студентов оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность преподавателя, его отношение к студентам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в группе и техникуме. Эффективность воспитательного воздействия обучения значительно повышается, когда на учебном занятии практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность студентов. В ее основе – учебное взаимодействие, в ходе которого обучающиеся:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности студентов повышаются при следующих условиях:
- в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; - она должна быть социально ценной, значимой и интересной;
- акцент на социальной роли студента в процессе совместной деятельности и функционирования;
- совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями.
Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через: дежурство по техникуму/учебному кабинету; участие в субботниках; волонтерская практика.